Краевед Чебурахов рассказал о летчике-земляке

Краевед Чебурахов рассказал о летчике-земляке

Ушедший 2024-й год был юбилейным для многих важных исторических событий. Одно из них - 110-я годовщина начала первой мировой войны (1914-1918 г.г.), активными участниками которой были и уроженцы Епифанского уезда. Эта война стала последней, которую вела Российская империя, и именно она является основной причиной последовавших трагических событий: крушения государства, социальных потрясений, огромных экономических и людских потерь. Об одном уникальном человеке, первом военном лётчике нашего района (ранее Епифанского уезда) Василии Александровиче Слепцове рассказал кимочанам ветеран органов внутренних дел, краевед Александр Чебурахов.

 Но в июле 1914-го года подавляющая часть населения страны выражала небывалый патриотический подъём и готовность силой оружия защитить братскую Сербию и в целом весь славянский мир от агрессии Австро-Венгерской и Германской империй. В ходе начавшихся боевых действий воины русской армии проявляли массовый героизм и высокий боевой дух. В их рядах были и наши земляки. Об одном из них, уроженце села Бучалки штабс-ротмистре Василии Григорьевиче Ларюшкине, уже рассказывалось в нашей районной газете.

 В данной статье речь пойдёт о ещё одном уникальном человеке, первом военном лётчике нашего района (ранее Епифанского уезда) Василии Александровиче Слепцове.

 Он родился в семье потомственного дворянина Александра Васильевича Слепцова, имевшего имение в селе Пестово и занимавшего должность Земского начальника 4-го участка Епифанского уезда, который в последующем стал последним предводителем уездного дворянства.

 В возрасте 10-ти лет Василий был определён в 3-й Московский кадетский корпус, который успешно окончил в 1908-м году и поступил в Елисаветградское кавалерийское училище.

 В 1911-ом году Василий Слепцов по 1-му разряду окончил курс обучения и в чине корнета был направлен в 1-ый гусарский Сумской полк, который в русской армии считался элитным. К тому же он размещался в центре Москвы, что позволяло его офицерам в полном объёме пользоваться возможностями столичной жизни. Именно в это время корнет Слепцов увлёкся авиацией, к чему у него обнаружилось истинное призвание.

 Занимаясь в московском обществе воздухоплавания, он освоил самостоятельные полёты на аэроплане и продолжал совершенствовать своё лётное мастерство. В сентябре 1913-го года ему было присвоено очередное воинское звание поручик, в связи с чем получил разрешение отпраздновать это событие совместно с родителями, совершив перелёт на аэроплане «Ньюпор» по маршруту Москва-Епифань и обратно.

 Для епифанцев это событие было поистине эпохальным. Практически все жители города и близлежащих селений вместе с «отцами» уезда с восторгом встречали «хлебом-солью» своего земляка, о чём писала на своих страницах газета «Новое время» №3464 от 5 сентября 1913-го года.

 Именно в этот период в соответствии с приказом по военному ведомству №397 от 12 августа 1912-го года в Русской армии формируются специальные авиационные части. В январе 1914-го года поручик В. Слепцов был откомандирован в офицерскую воздухоплавательную школу, которую с успехом оканчивает в июле месяце и получает назначение в авиаотряд гренадерского корпуса.

 1 августа 1914-го года с объявления Германией войны России началась 1-я Мировая война. В стране полным ходом идёт мобилизация, и пополненные запасными кадровые воинские соединения и части убывают на западную границу.

 Гренадерский корпус введен в состав формируемой в районе г. Люблин 4-й армии. Туда же направляется авиаотряд под командованием штабс-капитана В. Юнгнайстера. На тот момент штатная численность отряда состояла из 126-ти человек, из них 18 технических специалистов и 7 лётчиков при семи аэропланах.

 С прибытием в район боевых действий для личного состава подразделения, а для лётчиков особо, началась тяжёлая и опасная работа. Командование требовало разведывательных данных, так как 4-я армия в это время вела ожесточённые и кровопролитные бои с австро-венгерскими войсками с целью прорыва к городу Краков.

 И лётчики отряда самоотверженно совершали ежедневные разведывательные полёты над позициями и тылами вражеских войск.

 Нам сейчас трудно представить полёт на аэроплане тех лет, но вот, что он представлял согласно выписке из полётной карты: «…цель полёта – разведка, взлёт 8часов 54минуты; продолжительность полёта 3 часа 08 минут; наибольшая высота 1900 метров; пройдено 250 вёрст.

Расход: бензина взято 6 пудов, израсходовано 5 пудов 03 фунта.

 Масла взято 2 пуда, израсходовано 1 пуд 22 фунта»

 То есть, дозаправка происходила в воздухе и нередко под обстрелом противника.

 С октября месяца началось метание бомб на вражеские войска, одним из первых освоил этот метод борьбы поручик В. Слепцов.

 В ходе боевых действий он стал настоящим ассом, бесстрашным и умелым воздушным бойцом. Совершал ночные полёты на бомбометание; производил фотографирование неприятельских позиций и объектов; корректировал артиллерийскую стрельбу.

 В июне 1916-го года именно ему поручили апробирование в полёте радиотелеграфной связи с командным пунктом.

 В Московском военно-историческом архиве хранится значительное количество документов о боевых делах отважного военного лётчика поручика, а затем штабс-ротмистра Василия Слепцова.

 Изложу лишь один из них:

 Приказ

 Командующего 10-й армией

 №431                                                                  

15 апреля 1915 г. г. Гродно

 12-го сего апреля Гренадёрского отряда штабс-капитан Корицкий, поручик Слепцов и старший унтер –офицер Гудков и 28-го отряда поручик Семёнов с наблюдателями… произвели ночную разведку с налётом на неприятельские аэродром и станцию Циткенель. В станцию и аэродром было сброшено 39 бомб…

 Объявляю об изложенном, я со своей стороны считаю долгом поблагодарить лётчиков за их молодецкую и самоотверженную работу.

 Командующий армией

 генерал от инфантерии Радкевич.

 В январе 1916-го года штабс-ротмистр Василий Слепцов назначен командиром гренадерского авиаотряда.

 За годы войны он был награждён пятью боевыми орденами и георгиевским оружием.

 В годы гражданской войны присоединился к белому движению. Служил в авиации Добровольческой армии Деникина и вооруженных силах Юга России. После их поражения эмигрировал за границу, умер в США в 1968 году.