О Шаховских в Прони не забыли

О Шаховских в Прони не забыли

Сохранению традиционных семейных ценностей и роли семьи в истории нашего государства была посвящена Всероссийская конференция школьников «Куликовские чтения», на которой прозвучали шестнадцать докладов по теме: «Тульская провинция. Семья и личность».

О князьях Шаховских рассказал слушателям в своем докладе «Последние владельцы усадьбы Пронь», подготовленном под руководством педагога Елены Строковой, восьмиклассник Дудкинской средней школы Герман Нечаев.

  Посёлок Пронь, в котором мы живём, имеет древнюю историю. Его владельцами были известные и богатые люди: Бибиковы, Вяземские, московский адвокат Бернард, который  построил в 1911 году в Прони Винокуренный завод.

Последними владельцами стали князья Шаховские, которые принесли свою семейную историю в эти земли. Исследование жизни этой семьи помогает не только понять исторические изменения в России начала XX века, но и раскрыть уникальную роль семьи в формировании личности ее членов.

Период владения Шаховских совпал с временем глобальных перемен в российском обществе. Князья Шаховские были частью древнего русского дворянства, ведущего свою историю от князя Рюрика. Род Шаховских внесён в родословные книги нескольких губерний, что свидетельствует об их значительном влиянии и статусе.

Яркими представителями этого рода являются - писательница Зинаида Алексеевна и ее брат-Дмитрий Шаховские.

Зинаида Алексеевна родилась в 1906 году в Москве на Сивцевом Вражеке, а ее брат Дмитрий  в Леонтьевском переулке.

С детства они жили в имении Матово, лишь на зиму переезжая в Москву. И особые черты усадебного быта навсегда вошли в их плоть и кровь - благородство и сострадание, гордость (а не гордыня) и честь - вот, пожалуй, главные составляющие черты российского помещичьего дворянства.

Мать развивала в детях смелость и предприимчивость; заставляла лазить по высоким деревьям и сама показывала этому пример. С балкона второго этажа матовского дома Дмитрий Алексеевич, будучи ребенком, должен был слезать по веревочной лестнице, преодолевая "чувство бездны" за своей спиной. Все это было воспитанием инициативы, преодолением малодушия. Внешнее в ребенке становится выражением внутреннего состояния и характером взрослого. Мать учила своей живостью, допускавшей лишь в меру снисхождения и слабостям. В памяти Зинаиды и Дмитрия Шаховских на всю жизнь осталось поучение родителей - "не лгать", даже в пустяках, и иметь мужество сознаваться в не должном поступке. С ранних лет слово «правда» преподносилось им как ценность сама по себе, не зависимая ни от какой инструментальной ее нужности и ценности. С детства правда была для них чем-то прекрасным и привлекательным... Жизнь в семье Шаховских, по словам Дмитрия Алексеевича, была "бодро-веселая, без отвлеченных нравоучений". Свобода человеческая входила в семью сама собой в открывающейся все шире -жизни.

Отец влиял на детей всем стилем своей спокойной жизни, благодушной трудолюбивостью и серьезным, честным отношением к вещам.

Зинаида Шаховская вспоминала: "Отец, будучи человеком высокой скромности, не любил показываться в мундире камергера и при орденах и отсылал нас в наши комнаты, а мы, наоборот, конечно, хотели присутствовать при таком преображенье. Я все хотела "примыслить" себе его позолоченный ключ, если память не изменяет, на голубой ленте, прикрепленный к мундиру".

В 1913 году Анна Леонидовна решила вмешаться в карьеру мужа и в тайне от него на аудиенции у императрицы Александры Федоровны попросила какой-нибудь пост в С.-Петербурге. Вскоре последовало назначение в столицу, но князь отказался от предложенной должности, чем окончательно расстроил семейные отношения. После длительного бракоразводного процесса Анна Леонидовна в 1914 вышла замуж за Иван Александровича Бернарда, успешного предпринимателя, землевладельца села Проня Епифанского уезда Тульской губернии.

           В холодное время года Шаховские жили в имение Матово. Но на летних каникулах они приезжали в имение под названием Пронь.

По воспоминаниям Дмитрия Шаховского, в усадьбе Прони, в большом ее парке, стояла церковь, в которой и происходило венчание матери с И. А. Бернардом. Около этой церкви с колокольней, на которую Дмитрий залезал с дьяконским сыном Леней, находилось заросшее густой травой, со старыми покосившимися крестами, «типичное» русское кладбище. Среди парка располагалось озеро, на лесном высоком берегу которого, в «Дубках», как его называли, любил рыбачить местный батюшка.

А вот как об этом рассказывает Зинаида Алексеевна:

«Наши каникулы в то лето были короткими. Учебный год в России начинался 1 сентября, и нам оставался всего месяц, чтобы воспользоваться благами деревенской жизни. Этого срока едва хватило для знакомства с Проней — с ее большим озером, расстилавшимся посреди парка в девяносто гектаров, с ее полями и садами, лесом, расположенным в некотором отдалении от имения, с ее родниками, откуда текла ледяная вода. Это очень красивое имение было богаче и живописнее Матова, но здесь недоставало матовского очарования и вольной простоты. Ничем не примечателен был только дом, стоявший у входа в парк, на значительном расстоянии от скотного двора и винокуренного завода. Дядя Ваня жил в нем редко и собирался строить новый — для большого семейства, которым он обременил себя, женившись на нашей матери.

Проня была не наследственным, а приобретенным владением, и отношения между отчимом и крестьянами отличались от тех, что связывали имение и деревню Матово. Дядя Ваня был хозяином справедливым, но не благодушным. Он принадлежал к русскому дворянству новой волны, и, будь оно многочисленнее, судьба России могла бы сложиться иначе»

           Последний хозяин Прони Бернард отличался чрезвычайной жестокостью в обращении с людьми. Он притеснял не только рабочих, но и местных жителей. Последних он замучил штрафами, а одного из мужчин задавил конем и забил плетьми насмерть. В письме кимовским краеведам Зинаида Алексеевна вспоминает: « В 1915 году владелец Прони Бернард был убит двумя террористами. Имение перешло к нам по наследству в 1916 году. Там мы провели фактически одно лето. В марте моя мать получила известие от управляющего, что там начались бесчинства. Мать моя была не из трусливых и поехала сама с целью навести порядок. До октября мы там не остались… настроение крестьян, особенно Дудкино, было угрожающим. Были поджоги, угрозы…Вожаком был дудкинский крестьянин Чикин, вернувшийся в фронта дезертир…Дудкинцы воспользовались нашим отсутствием, чтобы выкопать тело моей бабушки и И.А.Бернарда, похороненных около церкви. Моя мать , узнав об этом, верхом с нашей мужской молодёжью поскакала в Проню и похоронила со священником снова своих близких»

   После гибели второго мужа летом 1916 года Анна Леонидовна вернется к Шаховскому, и семья вновь воссоединится в Матово. Церковь восстановит первый брак.

После захвата власти большевиками вся семья Шаховских укрылась в Матово. В апреле 1918 князь с женою под конвоем были отправлены в Венёв.  Алексею Николаевичу удалось остаться на свободе, в тюрьму была заключена его жена Анна Леонидовна.

 Вскоре князь уехал в Москву и с семьею больше никогда не виделся. Зимой 1919 года его нашли замерзшим на лавочке в Московской губернии.

   Его детям и жене удалось спастись. Примерно, в августе 1918 года княгиня Анна Леонидовна Шаховская, находясь в Туле под следствием, была до суда отпущена под залог. Воспользовавшись случаем, она вместе с детьми по поддельным документам бежала в Киев, позднее эмигрировав за границу. Конечным пунктом её странствий стала Калифорния, где она встретила своё 90-летие, дожив до 1963 года. Дочь Зинаида Алексеевна во Франции дожила до 2001 года.

Члены семьи Шаховских, таких как Зинаида и Дмитрий, продемонстрировали, что дворянская семья играла важнейшую роль в воспитании и развитии личности. Воспоминания Зинаиды Шаховской, а также произведения Дмитрия (известного в эмиграции как Архиепископ Иоанн Сан-Францисский), свидетельствуют о тесной связи между семейным укладом и индивидуальными достижениями. Родители, Алексей Николаевич и Анна Леонидовна, привили детям непреложные семейные ценности, такие как честность и трудолюбие, которые помогли им адаптироваться и реализоваться в условиях эмиграции.

Период с начала XX века был временем социальных потрясений, и семья Шаховских непосредственно столкнулась с этими переменами. Венчание Анны Леонидовны и Ивана Бернарда, а также политическая ситуация в стране, отражают, как личные жизни могли подвергаться влиянию внешних сил. Убийство Бернарда и последующий распад семейного уклада привели к новому этапу жизни для всех членов семьи, показав всему миру, как важна внутренняя устойчивость, воспитанная в семье.