Каждый пятый россиянин пострадал от телефонных мошенников

Каждый пятый россиянин пострадал от телефонных мошенников

Чаще всего преступники представляются службой безопасности банка.

В эпоху тотальной цифровизации очень остро стоит вопрос о сохранности персональных данных людей. Имена, фамилии, электронные и домашние адреса, а также номера телефонов периодически попадают в открытый доступ. Или становятся товаром, за который некоторые готовы заплатить реальные деньги, а потом «отбить» вложенное. Как правило, такой «товар» пользуется спросом у спамеров и телефонных мошенников. И, если первых можно хотя бы заблокировать, то вторые приносят много горя своим жертвам. Как правило, преступники представляются специалистами службы безопасности банков, судебными приставами, следователями и убеждают перевести им деньги. Бывает, что доверчивые граждане, дают мошенникам полный доступ к своим банковским счетам, а через некоторое время узнают о взятых на их имя миллионных кредитах.

«Вебер» решил узнать, насколько актуальна проблема телефонного спама. Оказалось, 88% респондентов сталкивались с телефонными мошенниками, а 10% теряли из-за них свои деньги. Чаще всего преступники звонят от имени банков (69%), представляются сотрудниками правоохранительных и других государственных органов (65%), либо сообщают о том, что нужна помощь попавшему в беду родственнику жертвы (21%). Также в «преступный топ» попали предложения работы на маркетплейсах (19%) и о выигрыше в лотерею (16%).

Примерно восемь из десяти россиян заканчивают разговор с телефонными собеседниками, которых подозревают в мошенничестве, а 28% продолжали диалог ради шутки/не в серьез. 57% удавалось разоблачить обманщиков и лишь 29% уверены: они бы смогли понять, что разговаривают с мошенником.

Большинство (87%) признались, что регулярно сталкиваются со спам-сообщениями и звонками: 38% практически каждый день, 32% один или несколько раз в неделю, 17% — один или несколько раз в месяц. Чаще всего спамеры предлагают банковские услуги, услуги связи и медицины.

Опрошенные признались, что при получении спам-сообщений или звонков они чаще всего испытывают раздражение или злость (46%), а также возмущение и недовольство (40%). Абсолютное большинство (84%) негативно относятся к поступающим на личный телефон звонкам с незнакомых номеров. При таких вызовах трубки поднимают 39%, а сбрасывают – 54%.

Кстати, 73% жителей России добавляют в черный список спам-номера, причем 41% делают это регулярно.

Также исследование показало, что треть россиян пользуется антиспамом. При этом среди населения есть интерес к идее создать общую базу спамеров по всей стране: 50% респондентов воспользовались бы возможностью подавать номера телефонов для занесения в такую базу, 31% этого не сделают, даже если такая база появится.

«Мы увидели важную тенденцию: хотя абсолютное большинство (88%) россиян сталкивались с телефонными мошенниками, их жертвой становилось намного меньше – только 21%. Цифры это подтверждают: более половины (57%) когда-либо разоблачали телефонного мошенника в ходе разговора, 56% заявляют, что легко могут отличить голос робота от голоса живого человека, а еще 29% занимаются цифровым просвещением и делятся с близкими советами, как не стать жертвой мошенников», — поделилась ключевыми инсайтами исследования руководитель социологического агентства «Вебер», начальник управления социологии АНО «Диалог» Елена Удалова.

Данные социологического агентства «Вебер» — проекта АНО «Диалог» и АНО «Диалог Регионы». Изучение общественного мнения проводилось АНО «Диалог Регионы» 8 февраля 2024 года в сети методом River Sampling среди 1 300 россиян старше 18 лет.