Россияне все лучше относятся к отечественным товарам
- 05.02.2024 17:30
- Фото: ИА "Регион 71"
Позитивнее всего оценивается российская косметика. На втором месте одежда, на третьем мебель, а на четвертом – бытовая техника.
Как относятся жители России к отечественным непродовольственным товарам? Безусловно, в текущих реалиях этот вопрос очень интересен. Поэтому, автономная некоммерческая организация «Диалог» специально для Минпромторга России провела аналитическое исследование и цикл соцопросов.
С июня по ноябрь прошлого года аналитики оценивали, как люди воспринимают четыре востребованных категории российских товаров. Всего рассмотрели более 26 тысяч содержательных комментариев на таких площадках, как ВКонтакте, Telegram и Дзен.
Оказалось, у российской аудитории соцмедиа преобладают оптимизм и позитив к трем из четырех рассматриваемых категорий отечественных товаров. Это косметика (73% позитивных комментариев), одежда (55%), мебель (53%) и бытовая техника (41%). При этом, в случае с бытовой техникой были замечены случаи, когда у людей возникало заблуждение о происхождении брендов. Причина в названиях на латинице – некоторые пользователи признавались, что не воспринимали некоторые торговые марки как отечественные именно из-за иностранного наименования!
Аналитики «Диалога» отметили, что стереотип о невозможности произвести в России собственную продукцию напрямую связан с технологической сложностью создания товаров. При этом, по позитиву в большинстве исследуемых категорий и удивлению от ранее не используемых российских товаров можно предположить, что в условиях санкций жители России стали больше обращать внимание на отечественных производителей. Кроме того, сейчас они меньше подвержены стереотипу о невысоком качестве российской продукции.
Как рассказала директор департамента аналитики и управления данными АНО «Диалог» Юлия Тян, основные аргументы за отечественные товары, которые приводят в своих комментариях пользователи соцмедиа – это качество продукции, приемлемая цена, а также желание поддержать набирающую обороты отечественную промышленность:
«В ходе исследования мы выявили ряд тематических комментарийных линий, которые помогают составить цельное отношение людей к отечественной продукции. Например, в линии "Покупаю отечественную продукцию — претензий не имею" чаще всего люди акцентируют внимание на том, что товары российского производства стали привычными для их быта, и они не планируют менять свои предпочтения. В комментарийной линии "Принципиальная патриотическая поддержка российского производства" пользователи делают выбор в пользу отечественной продукции исходя из стремлений поддержать развитие отрасли в России. А наличие тематической линии "Устраивает соотношение цена/качество" демонстрирует, что в оценке товаров российского производства комментаторы ориентируются на материальную составляющую, сопоставляя стоимость продукции с ее функционалом и работоспособностью», - пояснила Юлия Тян.
Из данных онлайн-социологии «Вебера» за июнь-ноябрь 2023 года следует, что мнения о качестве российских товаров разделилось примерно в равных пропорциях. 34% считают отечественную продукцию качественной, 37% придерживаются противоположного мнения, а еще 29% затрудняются в оценке.
Указанные выше данные оставляют потенциал для роста позитивных оценок и вовлечения новых потребителей:
«Мы фиксируем, что сегодня большинство россиян (63%) считают уход иностранных брендов позитивным явлением для российской экономики, а почти половина (48%) позитивно относятся к российским предпринимателям. К категориям брендов, где у нас есть наибольший потенциал для роста, опрошенные чаще всего относят технику и электронику (21%), при этом лишь 16% выступают за возвращение иностранных брендов, что лишний раз подчеркивает: большинство граждан в первую очередь желают развития и появления новых российских товаров, нежели возвращения зарубежных», - подчеркнула начальник управления социологии АНО «Диалог» и руководитель социологического агентства «Вебер» Елена Удалова.
Самой обсуждаемой категорией товаров российского производства по результатам аналитического исследования стала одежда: зафиксировано более 926 тыс. сообщений и более 303 тыс. комментариев. Аналитики связывают это с большей востребованностью одежды среди населения, активной работой брендов в соцсетях и в целом широкой представленностью компаний и их товаров на рынке по сравнению с другими сегментами.
В то же время наибольшая доля позитивных высказываний была зафиксирована в категории «Косметика». В 73% проанализированных комментариев пользователи хорошо отзываются о российских брендах косметической продукции. Чаше всего авторы рассказывают, что длительное время покупают отечественную косметику и не планируют менять свой выбор.
Исследователи обратили отдельное внимание на тот факт, что в своих высказываниях пользователи соцмедиа выражают недовольство, что вместо кириллицы российские бренды дают название компаниям с использованием латинских букв. Некоторые комментаторы также связывают с этим незнание другими пользователями отечественных марок. Они предполагают, что латиница формирует ложное убеждение в том, что производитель является иностранным.
Эксперты предлагают рассмотреть возможность довести до отечественных производителей запрос аудитории на русскоязычные названия торговых марок. По мнению авторов исследования, отказ от мимикрии под зарубежные названия и использование кириллицы сейчас более уместно.
Аналитическое исследование «Отношение российских пользователей соцмедиа к отечественному производству непродовольственных товаров народного потребления» проводилось с июля по ноябрь 2023 года. Цикл социологических опросов об отечественных брендах проводился с июня по ноябрь 2023 года в сети методом River Sampling среди 10 000 россиян старше 18 лет.